Честный ЗНАК — система обязательной маркировки для защиты прав потребителей и борьбы с оборотом некачественной продукции. Система разработана и внедрена Центром развития перспективных технологий.
С 2019 года производителей обязывают маркировать продукцию, и к 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.
Главные особенности системы Честный ЗНАК: прозрачность и привлечение общественности. Весь товар будет занесён в единый реестр, где будет храниться информация о продукте и изготовителе. На упаковку или этикетку товара будет нанесён двухмерный код DataMatrix, сканируя который можно проверить находится ли товар в системе.
Любой потребитель сможет отсканировать код на своём смартфоне и проверить качество продукции. Общественный контроль и соответствие регламенту — главные рычаги в борьбе с фальсификатом и контрабандой.
Наши специалисты помогут настроить работу с системами маркировки
Регистрация на сайте ЧестныйЗнак.рф
Зарегистрировать клиента в «Честном знаке». Для регистрации клиента необходима электронная подпись, выпущенная на лицо, имеющее право подписывать документы от лица компании без доверенности. Получить подпись: 1С:Подпись или 1С-ЭТП
Настройка программ
- Провести аудит программных продуктов клиента (сроки последних обновлений).
- Обновить программы клиента до актуальной версии.
- Настроить интеграцию с ЦРПТ.
- Настроить НСИ
Настройка оборудования
Провести аудит наличия у клиента необходимого торгового оборудования:
- Кассовая техника
- Оборудование для сканирования штрих кодов
- Оборудование для печати этикеток
Для оптового сегмента: рекомендовано использование терминала сбора данных (ТСД).
Для приёмки в рознице: в зависимости от объёма поставок могут применять как обычные проводные/беспроводные сканеры так и ТСД. При использовании 2D-сканеров для работы с кодами DataMatrix малого формата (сигареты) рекомендовано применять 2D-сканеры с разрешением сканирования не менее 1280 х 800.
Для выбытия товара (розничная продажа): 2D-сканер. При работе с кодами DataMatrix малого формата (сигареты) рекомендовано применение сканеров с разрешением сканирования не менее 1280 х 800.
Что нужно для продажи по новым правилам:
Подать заявку на регистрацию в системе маркировки на сайте ЧестныйЗнак.рф
Зарегистрироваться в личном кабинете участника оборота. Необходима электронная подпись!
Обновить прошивку онлайн-кассы.
Обновить систему товарного учёта.
Подключить 2D-сканер штрихкода, если не использовался ранее.
Маркировка категорий:
Группа товаров | Период регистрации и подключения | Обязательная маркировка | Запрет продажи немаркированной продукции | Доп. информация |
Табачной продукции | С 1 марта 2019 года | С 1 июля 2019 года | С 1 июля 2020 года | |
Шуб | С 12 августа 2016 года | С 1 июня 2019 года ИС «Меха» перешла в ед. нац. систему «Честный ЗНАК» | Смена оператора не влечет за собой изменения основных процессов маркировки меховых изделий, а также не потребует их перемаркировки. Переход в единую систему проводится бесшовно и незаметно для участников рынка. После перехода интерфейс, функциональные возможности личного кабинета участников эксперимента, а также алгоритмы работы в нем не изменятся. Вся информация в личном кабинете участника также полностью сохранена | |
Обуви | С 1 июля 2019 года, с 1 октября маркировка остатков | С 1 марта 2020 года | С 1 июля 2020 года | Регистрация (описание товара) в информационной системе остатков обуви, произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 года, возможна до 1 августа 2020 года. Маркировка и ввод в оборот таких товаров возможны до 1 сентября 2020 года |
Лекарств | С 2017 года | С 1 июля 2020 года | ||
Фотоаппаратов и ламп-вспышек | С 16 мая 2019 года | С 9 января 2020 до 29 февраля 2020 года | С 1 октября 2020 года | До 1 декабря 2020 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 октября 2020 года |
Шин и покрышек | С 20 июня 2019 года | С 15 декабря 2020 года | С 15 декабря 2020 года | До 1 марта 2021 года — все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованныедо 15 декабря 2020 года |
Товаров легкой промышленности и одежды | С 1 декабря 2019 года | С 1 июля 2020 года | С 1 января 2021 года | До 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года |
Духи и туалетная вода | С 1 декабря 2019 года | С 1 октября 2020 года | С 30 сентября 2021 года | До 30 сентября 2021 года разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 года |
Молока и молочной продукции | Эксперимент С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года | С 20 января 2021 года начало обязательной маркировки по определенным группам ТНВЭД, по остальным группам — не позднее 1 октября 2021 года | ||
Кресел-колясок | Эксперимент С 1 сентября 2019 года до 1 июня 2021 года | |||
Велосипедов | Эксперимент с 16 сентября 2019 и завершен 31 мая 2020 года | |||
Упакованной воды | Эксперимент С 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года |
Что будет за нарушение:
Нарушение | ИП | Юр. лица |
Продажа, перевозка и производство немаркированной продукции | Штраф от 5 до 10 тысяч рублей | Штраф от 50 до 300 тысяч рублей |
Все немаркированные изделия будут конфискованы согласно ст. 15.12 КоАП | ||
Если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 миллионов рублей | Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей |
Частые вопросы и ответы на них:
В период добровольного эксперимента услуга прослеживаемости предоставляется бесплатно. В дальнейшем стоимость услуг оператора за генерацию кода маркировки и дальнейшее прослеживание товара будет определено Правительством РФ. На текущий момент стоимость услуги оператора рассматривается в размере 50 копеек за единицу товара.
Интегрировать вашу систему учета с системой электронного документооборота. Если такая интеграция у вас уже есть, тогда нужно только доработать ее для передачи в УПД кодов маркировки.
Внедрить сканирование кодов маркировки при приемке и отпуске товара.
Вам будет нужно промаркировать складские остатки. Для этого нужно будет сделать в вашей учетной системе модификацию, позволяющую печатать ярлыки DataMatrix и посылать информацию об этом в ЦРПТ. Эта возможность пригодится и в будущем – если клиент вернет вам товар с испорченным ярлыком или ярлык испортится у вас на складе.
Если ваша компания занимается розничной торговлей, необходимо будет внедрить сканирование кодов на рабочем месте кассира.
Товары, достоверные сведения о которых не переданы в информационный системе маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки).
При обнаружении сведений, не соответствующих фактическим характеристикам товара в информационном системе маркировки, КиЗ, нанесенные на данные товары, подлежат списанию как испорченные, а указанные товары – перемаркировке.
При этом, Вам необходимо повторно описать товар на сайте информационной системы, обеспечивающего учет и хранение достоверных данных о товаре (ЮНИСКАН ГС1/РУС), получить GTIN и отправить соответствующие сведения в ИС маркировки.
В уведомлении об отказе в регистрации в системе указана причина отказа. Устраните причину, по которой вам было отказано в регистрации, и пройдите регистрацию повторно.
Система Честный ЗНАК позволяет предотвратить появление поддельного, контрафактного товара, поскольку обеспечивается прослеживание товара от производителя до точки продажи. Важным элементом этой системы является общественный контроль. Вы получаете в свои руки инструмент — мобильное приложение Честный ЗНАК, которым можно пользоваться не только для определения истории происхождения товара, но и для борьбы с нелегальным товаром.
Возможно сообщить о любом нарушении: посягательство на интеллектуальную собственности другого бренда, плохое качество, продажа без кассового чека и т.д.