Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, позволяет некоторым малым фирмам и ИП отсрочить переход на онлайн-кассы до 1 июля 2019 года. А согласно закону от 27 ноября 2017 г. № 349-ФЗ предприниматели на ЕНВД и ПСН смогут применить вычет при покупке онлайн-касс. Однако все эти позитивные новации может перечеркнуть законопроект № 344028-7, находящийся на обсуждении в Госдуме РФ.
Для начала поговорим о более-менее приятном. Напомним, что некоторым категориям фирм и предпринимателей закон дает отсрочку по переходу на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года (ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). К ним относятся:
- ИП на ПСН, а также фирмы и ИП на ЕНВД. До 1 июля 2018 года они не применяют ККТ. Но при условии, что по требованию клиента выдают товарный чек или бланк строгой отчетности;
- фирмы и ИП, торгующие с помощью торговых автоматов;
- фирмы и ИП, торгующие в Интернете и принимающие к оплате не только платежные карты, но и все виды электронных средств платежа;
- прочие фирмы и ИП, которые по состоянию на 15 июля 2016 года имели право работать без кассового аппарата по нормам Закона о ККТ.
Но, учитывая многочисленные заявления представителей малого бизнеса о неготовности к дополнительной кассовой нагрузке, законодатели решили пойти им навстречу.
Кто получит отсрочку
Поправки в Закон о ККТ, утвержденные Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ, позволяют отодвинуть переход на онлайн-ККТ еще на год, до 1 июля 2019 года. Такое право будет предоставлено:
- фирмам и ИП на ЕНВД. Правда, на «вмененные» фирмы, которые занимаются розничной торговлей или оказанием услуг общепита, отсрочка не распространяется;
- ИП на ЕНВД или на ПСН без работников, которые заняты в торговле или общепите. Однако если такой ИП заключит трудовой договор с работником, он обязан будет зарегистрировать ККТ в течение 30 календарных дней с даты заключения договора;
- ИП на ПСН, кроме тех, кто:
- торгует в розницу или работает в общепите;
- присматривает и ухаживает за детьми и больными;
- принимает стеклопосуду и вторсырье, за исключением металлолома;
- работает носильщиками на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, аэропортах, морских и речных портах;
- ухаживает за престарелыми и инвалидами;
- фирмам и ИП, которые оказывают услуги гражданам и выдают им бланки строгой отчетности;
- ИП, торгующим с помощью торговых автоматов, при условии, что они не имеют наемных работников. Добавим, что Закон о ККТ в старой редакции не обязывал оснащать торговые автоматы контрольно-кассовой техникой.
Кому дадут вычет
Что касается другого «кассового» закона – от 27.11.2017 № 349-ФЗ, то он позволет ИП на ЕНВД и ПСН, уменьшать «вмененный» и патентный налоги на стоимость купленных онлайн-касс. С условием, что новые кассы будут зарегистрированы в ИФНС в течение 2018 года.
Коммерсанты получат налоговый вычет в сумме не более 18 000 рублей на каждый купленный кассовый аппарат. А уменьшать ЕНВД или патентный налог на расходы по покупке онлайн-техники можно будет только за налоговые периоды 2018 года, начиная с периода подачи заявления в налоговую инспекцию. Форма такого заявления будет утверждена ФНС России.
Изменения позволят коммерсантам максимально учесть «кассовый вычет» при расчете налогов. Причем даже если расходы на покупку ККТ окажутся больше начисленного за квартал налога.
Так, например, если оставшаяся после вычета часть расходов оказалась больше суммы ЕНВД, то ее можно будет учесть при расчете «вмененного» налога за следующие кварталы 2018 года.
Если ИП на ПСН получит в 2018 году несколько патентов и при расчете налога по одному из них расходы на покупку кассовой техники будут больше суммы этого налога, то он сможет на оставшуюся часть расходов уменьшить налоги по другим патентам. Главное, чтобы в отношении другой патентной деятельности тоже применялась ККТ.
Вычет можно будет получить, если выполняются несколько условий.
Во-первых, онлайн-касса должна быть включена в реестр ККТ и поддерживать режим передачи кассовых чеков в ИФНС через оператора фискальных данных.
Во-вторых, купленная ККТ должна быть зарегистрирована в 2018 году.
В-третьих, воспользоваться вычетом можно будет в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года. А для ИП, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг общепита и имеющих наемных работников, – в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2018 года.
Чек на платежку: казус или новая реальность?
А теперь расскажем о предполагаемой новации, которая в случае своего воплощения в жизнь в исходном варианте изрядно усложнит жизнь всем компаниям без исключения.
Рассматриваемый депутатами Госдумы законопроект № 344028-7 вносит поправки в федеральный закон о применении ККТ от 22.05.03 № 54-ФЗ. Ключевая новация – уточнение термина «расчеты», которое распространяет сферу применения онлайн-касс на безналичные расчеты.
Необходимость уточнения термина «расчеты» явно назрела, поскольку неопределенность привела к недопониманию между бизнесом и контролерами. Так, в письме от 28.04.2017 № 03-01-15/26324 чиновники Минфина России «порадовали» предпринимателей» выводом о том, что продавец, оказывается, должен применять ККТ и в том случае, если покупатели перечисляют деньги за товар на расчетный счет через банк путем создания платежного поручения. Иными словами, наличность в кассу не поступает, но чек пробить нужно все равно. Бизнес полагал, что это какая-то ошибка. Полагал до тех пор, пока аналогичную позицию не высказывала ФНС России в письме от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@.
Мотивировка финансистов вроде бы незамысловатая: при безналичных расчетах нужно использовать ККТ, финансовое ведомство обосновывает следующим образом. Профильный закон, регулирующий применение кассовой техники при расчетах от 22.05.03 № 54-ФЗ, не предусматривает каких-то особых условий или исключений в отношении операций по продаже товаров, если оплата происходит через кредитную организацию – платежным поручением со счета покупателя или переводом без открытия счета в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 863 Гражданского кодекса РФ. И это действительно так – подобных особенностей закон не содержит.
А вот вывод о том, что раз особенностей или исключений нет, значит, нужно применять ККТ, представляется весьма спорным, поскольку отношения, возникающие при таких безналичных расчетах, в принципе не подпадают под юрисдикуцию «кассового» закона № 54-ФЗ.
Ведь в трактовке статьи 1.1 Закона № 54-ФЗ под «расчетами» понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
Классические безналичные платежи (т. е. расчеты платежными поручениями через кредитную организацию) к электронным средствам платежа не относятся. Это следует из определения, приведенного в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
То есть переводы денег платежным поручением через кредитную организацию не признаются расчетами для целей закона о ККТ, так что кассовый чек или БСО в таком случае не требуется.
Опытные эксперты, а также участники многочисленных бухгалтерских форумов выдвигали предположения, что авторы письма просто перепутали безналичные расчеты через банк с электронными средствами платежа. Благо, вопрос, на который они отвечали, был достаточно пространным.
После появления дублирующего письма ФНС России бизнес перестал что либо выдвигать, полагать и располагать и стал просто ждать у моря погоды.
Авторы вышеупомянутого законопроекта, видимо, решили, по русской традиции, вышибить клин клином. Ну, или, по греческой, разрубить узел, который вполне можно было развязать. В любом случае коммерсанты от этого не выиграют.
Если раньше «расчеты» расшифровывались как «прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа», то теперь предлагается понимать этот термин как «прием или выплату денежных средств в наличной и безналичной формах».
С таким вариантом формулировки споров по поводу электронных средств платежа уже не будет. Получил деньги на расчетный счет – должен пробить кассовый чек.
А была ли применена банковская карта, состоялось ли перечисление с расчетного счета или покупатель совершил оплату через Сбербанк по квитанции, иметь значения не будет.
Примерно так же законодатели собираются «упростить» жизнь интернет-магазинам. В пункте 5 статьи 1.2 Закона 54-ФЗ, где речь идет о расчетах в Интернете без непосредственного взаимодействия с покупателем или клиентом, словосочетание «электронные средства платежа» просто заменили на словосочетание «в безналичной форме».
Другими словами, интернет-магазинам не надо больше мучиться, сомневаясь, в каком случае пробивать электронный чек, а в каком нет. Принцип предельно прост: получил безналичную оплату любого вида и через любой агрегатор платежей – пробивай электронный чек и высылай его клиенту.
Кстати, при получении денег на расчетный счет тоже надо будет высылать электронный чек.
Однако, «упростив» закон в одном месте, авторы законопроекта забыли поправить его в другом. Так, в пункте 9 статьи 2 Закона 54-ФЗ указывается, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Этот пункт предлагают оставить без изменений.
Это означает, что если ККТ предлагается распространить на все безналичные платежи, то ИП и организации освобождать будут только при использовании электронного средства платежа, причем без его предъявления. Остается надеяться, что в ходе рассмотрения законопроекта депутаты поправят и пункт 9 статьи 2.
Какие еще операции хотят освободить от онлайн-ККТ
Однако есть в вышеупомянутом законопроекте и настоящие послабления.
От применения онлайн-касс дополнительно хотят освободить расчеты:
- на борту воздушных лайнеров;
- при оказании услуг по перевозке пассажиров с использованием турникетов (метрополитен, автобусы);
- при продаже товаров через механические торговые автоматы (не подключенные к электропитанию).
Остальным торговым автоматам хотят разрешить не печатать кассовый чек и не отправлять его в электронной форме покупателю. ККТ им все-таки надо будет применить, пробив по нему полученную выручку. Зато можно использовать одну кассу для всех торговых автоматов. Облегчение обещают и тем коммерсантам, что работают на территории военных объектов. Им хотят разрешить применять кассы без передачи информации в налоговую инспекцию. Чтобы объекты не рассекречивали?